Телефонные мошенники — бич нашего времени. Чуть ли не каждую неделю появляется все новые способы обмана, в результате которых люди могут лишиться своих денег. По данным ЦБ, только в 2022 году телефонные мошенники смогли похитить более 14 млрд рублей. Чаще всего мошенники представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов и буквально заставляют людей перевести деньги под разными предлогами. Как правило, если деньги перечислены на их счета, вернуть похищенное крайне сложно. Куда обращаться и как действовать, если вы стали жертвой телефонных мошенников, разберем в статье.
Куда сообщать о телефонных мошенниках
Мошеннические действия попадают под действие статьи 159 УК РФ. Но часто люди теряются и не знают куда конкретно обращаться в таких случаях. Первая инстанция — конечно, полиция. Можно позвонить на короткий номер 102 или обратиться сразу на горячую линию МВД — 8 800 222 74 74.
Или сообщите о случившемся в местное отделение полиции лично. Важно сделать это как можно быстрее. Необходимо взять паспорт и сразу пойти в отделение по месту жительства, чтобы написать заявление. Там подробно изложите ситуацию, приложив записи и скриншоты, а также другие доказательства.
Куда еще можно обратиться:
- Банк или оператор связи: Если мошенничество связано с банковскими операциями или телефонными звонками, свяжитесь с соответствующими банком или оператором связи, чтобы уведомить о произошедшем. Иногда перевод можно заморозить или вернуть, но важно действовать максимально быстро.
- Местные органы государственной власти. Возможно, ваш регион имеет специальную службу по борьбе с мошенничеством, куда можно обратиться за помощью.
- Федеральная служба безопасности (ФСБ). Вы можете обратиться в федеральные службы безопасности с информацией о мошеннических действиях (актуально не для всех видов мошенничества).
- Регуляторные органы. В некоторых странах существуют специальные регуляторные органы, ответственные за борьбу с мошенничеством и защиту прав потребителей.
Помните, что чем быстрее вы сообщите о мошенничестве, тем больше шансов предотвратить дополнительные преступления и защитить себя и других от потенциальных убытков.
К тому же так вы повышаете свои шансы вернуть украденные деньги. Да, сделать это удается не всегда — но в таком случае у вас хотя бы появляется шанс.
Нужно ли писать заявление в полицию, если кража не состоялась
Если вы стали жертвой телефонных мошенников, важно сразу сообщить об этом в полицию, даже если вам удалось сохранить деньги. При подаче заявления вы помогаете правоохранительным органам собрать информацию о мошеннической деятельности и участвовать в расследовании преступлений. Получив информацию о мошенниках и их уловках, у правоохранителей появляется возможность предотвратить подобные преступления в будущем.
При подготовке заявления укажите все подробности, которые вам известны, такие как номер телефона мошенника, содержание разговоров или сообщений, сумма ущерба и т. д. Чем больше информации вы предоставите, тем эффективнее будет расследование. Если у вас выманили деньги или нарушили ваши права, обращение в полицию обязательно.
Читайте также, как понять, что звонят мошенники.
Советы и нюансы, как не стать жертвой мошенников
Вот несколько советов, как не стать жертвой телефонных мошенников:
- Не раскрывайте личную информацию. Никогда и не под каким предлогом не сообщайте незнакомым людям свои личные данные, такие как номера кредитных карт, пароли, адреса или социальные номера.
- Проверяйте источник звонка. Будьте осторожны, если звонят с неизвестного номера или из страны, в которой вы не ожидаете звонка. Даже если звонок определяется как звонок из банка, лучше положить трубку и лично перезвонить по официальному номеру.
- Будьте настороже по отношению к неожиданным предложениям. Не поддавайтесь давлению и не соглашайтесь на предложения, которые звучат слишком хорошо, чтобы быть правдой.
- Проверьте информацию перед совершением действий. Если звонят с просьбой о переводе денег или предоставлении доступа к вашим учетным записям, проверьте данную информацию самостоятельно.
- Не вводите информацию по телефону. Если вам предлагают ввести информацию через телефонный звонок, откажитесь и предпочтите делать это лично или через официальные и безопасные каналы.
- Игнорируйте подозрительные звонки. Если звонок выглядит подозрительно или вас попросили выполнить какие-либо странные действия, просто положите трубку.
- Используйте блокировку номеров и антиспам приложения. Если вам часто звонят мошенники с определенных номеров, вы можете заблокировать эти номера на вашем телефоне.
- Устанавливайте антиспам-приложения. Воспользуйтесь специальными приложениями или настройками вашего телефона для борьбы с нежелательными звонками и сообщениями.
- Обновляйте программное обеспечение: Убедитесь, что ваше мобильное устройство обновляется до последней версии, чтобы минимизировать риски взлома и мошенничества.
- Обращайтесь за помощью к правоохранительным органам. Если вы стали жертвой мошенничества или получили подозрительный звонок, сразу сообщите об этом.
Часто мошенники говорят, что ваши средства под угрозой, и предлагают «обезопасить» их. Еще одна популярная схема — сообщить, что ваш близкий человек попал в беду, и потребовать срочно перевести деньги на «спасение».
Мошенники — хорошие психологи. Они давят на болевые точки, всегда торопят своих жертв с принятием решения, требуют сделать все срочно и не прерывая связи с ними. Их первая цель — максимально запугать и не дать человеку одуматься. Если вы сомневаетесь — не продолжайте диалог и сразу кладите трубку. Не бойтесь показаться невежливым. Потом найдите в интернете официальный номер того учреждения, откуда вам звонили, и перезвоните на этот номер сами, описав ситуацию. С очень большой долей вероятности вам скажут, что никто вам не звонил.
Помните, что ваша безопасность и защита личной информации должны быть в приоритете. Следуйте этим советам и будьте бдительны, чтобы не стать жертвой телефонных мошенников.
Читайте подробнее, как нас чаще всего обманывают по телефону.