Телефонные мошенники существовали даже тогда, когда от всех телефонов тянулся длинный скрученный провод. Но в последние годы они стали бичом современного цифрового общества. Ничего странного: ведь раньше наш номер знали только знакомые, а теперь он указывается при оформлении покупок, регистрации на сайтах, банковских и других важных операциях.
- Звонки от имени Сбербанка и другие способы телефонного мошенничества
- Звонок из финансовой организации
- Игра на страхе за близких
- Игра на эмоциях
- Психологическое давление
- Уловки телефонных мошенников
- Какую информацию по телефону говорить никак нельзя
- Откуда мошенники знают имя и телефон
- Звонки от мошенников: как защититься
- Звонок из финансовой организации — в частности, банка
- Сообщение о том, что с близким человеком случилось несчастье
- Выведение из равновесия
- Психическое давление
Звонки от имени Сбербанка и другие способы телефонного мошенничества
Регулярные звонки от имени Сбербанка и иных организаций ярко демонстрируют, насколько быстро растет число тех, кто наживается с помощью средств связи. «Продвинутые» любители обогатиться за чужой счет действуют не прямолинейно и используют изощренные технологии. Поэтому стоит обсудить самые распространенные сценарии, по которым они работают.
Звонок из финансовой организации
Варианты бывают разные. Например, звонят из банка и сообщают, что:
- карта заблокирована;
- будет начислена надбавка к пенсии или другой соц выплате;
- со счета пытались снять средства;
- начислен штраф за кредит.
Так или иначе, мошенники будут вести диалог к тому, чтобы вы предоставили реквизиты карты, дающие возможность списать деньги. Второй вариант — подводить к тому, чтобы сами перечислили средства на нужный счет. Иногда приходит СМС якобы от банка, сообщающее о выигрыше, для получения которого нужно перейти по ссылке или заплатить комиссию за пересылку выигранной суммы.
Игра на страхе за близких
В этом случае могут позвонить якобы полицейские, друг или подруга родственника, чаще всего ребенка. В основном звонят ночью – в это время человек не слишком анализирует сказанное и действует на эмоциях. Преимущественно говорят, что близкий нарушил закон или задолжал большую сумму денег. И если срочно не дать денег полиции, медикам и т.д, то ему грозят увечья, смерть или тюрьма.
Это, пожалуй, самый жестокий метод вымогательства, применение которого приводило к случаям инфаркта у пострадавших с болезнями сердца. Еще одна вариация: звонит вроде бы ближайший родственник и просит экстренно заплатить страховку или перевести деньги на счет. Как правило, из-за помех на линии сложно разобрать его голос.
Игра на эмоциях
Взрыв эмоций у будущей жертвы нужен мошенникам для того, чтобы она не включала мозг во время общения. Причем неважно, какие чувства испытывает человек – и радость, и горе, и страх одинаково пагубно влияют на рациональность мышления. Мошенник может сообщить о взломе мобильного банка, подозрительных операциях со счетом, которые вы, естественно, не совершали.
Иногда речь заходит о выигрыше, для получения которого нужно оплатить комиссию за его перевод или взнос за участие в лотерее. Целью сообщения будет кража того самого взноса или же завладение данными пластиковой карты.
Психологическое давление
Основная «фишка» мошенников – действовать быстро, пока человек не успел задуматься о сказанном. Поэтому разговор строится на том, что нечто плохое или хорошее происходит прямо сейчас, во время беседы. А значит жертва должна что-то сделать сиюминутно, чтобы не упустить момент.
Еще одна тонкость: быстрое развитие диалога не дает человеку, особенно пожилому, посоветоваться с близкими, которые, скорее всего, распознают маневры мошенников.
Читайте также про платные подписки на телефоне.
Уловки телефонных мошенников
Знание номера телефона предоставляет вымогателям широкое поле деятельности. И если позвонит человек, знающий как минимум имя, психологически ему проще довериться, а значит — стать жертвой. По примерным подсчетам правоохранительных органов, каждая мошенническая организация в России осуществляет от 3 до 7 тысяч звонков ежедневно.
Из тех людей, которым они звонили, не более 1% становятся жертвами и отдают деньги. Причем успешное мошенническое действие позволяет преступникам получить в среднем 8 000 рублей. Учитывая масштабы «работы», суммы получаются астрономическими.
В своей деятельности преступники пользуются разнообразными схемами, причем все чаще их подход становится профессиональным. В скриптах, разработанных для обработки клиента, мастерски задействованы методы социальной инженерии. Хорошо знающие психологию люди разрабатывают сценарии, которые заставят поверить в правдивость сказанного незнакомцем по телефону.
Чтобы избежать финансовых потерь, нужно знать, о чем нельзя говорить по телефону с незнакомыми людьми.
Какую информацию по телефону говорить никак нельзя
Реквизиты банковской карточки – основное, что интересует мошенников.
Поэтому при звонке незнакомого человека никогда не сообщайте:
- месяц и год, до которых действительна карта;
- расположенный на обратной стороне код CVV2/CVС2, который применяется только для подтверждения денежных операций через интернет;
- одноразовый код, который приходит на телефон и необходим для проведения любых финансовых операций.
Если вам должны сделать денежный перевод, просто укажите номер карты – этого будет достаточно.
Иногда номер, с которого звонят, соответствует указанному на карте в качестве телефона горячей линии банка. Но это могут быть мошенники, которые воспользовались сервисом IP-телефонии. Поэтому просто никогда не говорите реквизиты карты: сотрудникам финансового учреждения они не нужны, а вот мошенникам – очень даже.
Откуда мошенники знают имя и телефон
Существует масса способов узнать номер телефона. Например, по телефону в некоторых мобильных банковских системах (Тинькофф, Сбербанк) можно узнать имя и первую букву фамилии, а иногда и отчество. Но преимущественно мы сами оставляем информацию в общественно доступных местах.
В частности, данные оставляют:
- продавая товар либо услуги через интернет на Доске объявлений и скидывая номер карты покупателям. Неизвестно, в каких еще целях они его используют, кроме перевода денег;
- регистрируясь на сайте;
- оставляя телефон для любой подписки;
- указывая в различных соцсетях в личных данных;
- в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp) такие данные можно найти в информации аккаунта.
Ходят страшные слухи о том, как сами работники банков продают мошенникам целые базы телефонов клиентов. И такие истории действительно случались, хотя служба безопасности финансовых учреждений тоже не дремлет. Но все же чаще преступникам помогают общедоступные источники информации.
Звонки от мошенников: как защититься
Как уже говорилось, звонки от мошенников отличаются большим разнообразием и продуманностью. Заранее уточним – при звонке от контакта, не записанного в телефонной книге, уже стоит насторожиться. А если человек начинает разговор о деньгах, то с огромной вероятностью желает выманить честно нажитые средства. Кстати, иногда мошенники атакуют потенциальную жертву СМС и сообщениями в мессенджерах.
Рассмотрим действия в сценариях, используемых мошенниками:
Звонок из финансовой организации — в частности, банка
В такой двусмысленной ситуации единственно верный вариант – отключиться и позвонить в колл-центр банка по официальному номеру. А для проверки звонящего можете спросить, например, остаток по счету – сотрудник горячей линии без проблем увидит сумму в данных на компьютере.
Сообщение о том, что с близким человеком случилось несчастье
Основная задача в случае звонка с тревожной новостью о родственнике – перезвонить близкому сразу после разговора. Если не отвечает, постарайтесь проанализировать слова звонившего, посоветуйтесь с людьми, которым доверяете.
Если в диалоге абонент утверждает, что работает в полиции, есть простые способы проверить это.
Попробуйте спросить:
- ФИО звонящего и должность – мало кто без малейшей запинки способен выдумать сходу столько данных;
- отдел, в котором числится;
- номер кабинета.
После этих вопросов советуем предложить подъехать лично в отделение. Преимущественно после такого напора мошенник сбрасывает вызов. Кстати, уже в момент представления собеседника обратите внимание на начальные слова – уголовная ответственность за представление себя полицейским заставляет вымогателей выкручиваться. Позвонивший может говорить очень иносказательно: например, что он из органов.
Выведение из равновесия
Если вам сообщили о выигрыше или любой финансовой прибыли, нужно взять тайм аут и задуматься о том, что никто и ничего на дает бесплатно чужим людям. Если же, наоборот, сообщают плохую новость (например, о попытке взломать ваш аккаунт в мобильном банкинге), сразу подумайте о том, что работникам банка не нужны никакие личные или платежные данные. Перед ними все на экране. Поэтому если у вас просят конфиденциальную информацию – это мошенники. Для успокоения перезвоните на официальную горячую линию.
Психическое давление
Наше подсознание в таких случаях часто дает сигнал тревоги, ведь психологическое давление оказывается именно на него. Ощущение душевного дискомфорта – явный признак игры на эмоциях. Поэтому, фигурально выражаясь, скажите: «Стоп!» себе и собеседнику, завершите разговор и тщательно обдумайте сказанное. А после этого постарайтесь узнать о предмете общения у более достоверного источника, которому доверяете.
Общение по телефону, благодаря анонимности, является для мошенников проверенным каналом заработка за чужой счет. И как бы ни менялась техника для коммуникаций, это приводит только к появлению новых сценариев для вымогательства. Поэтому при звонке от незнакомца помните об основных правилах цифровой безопасности – не давать личных данных, тем более реквизитов, и брать время на размышление.
Читайте также, как узнать, кто звонил.