Как понять, что звонят телефонные мошенники

Телефонные мошенники существовали даже тогда, когда от всех телефонов тянулся длинный скрученный провод. Но в последние годы они стали бичом современного цифрового общества. Ничего странного: ведь раньше наш номер знали только знакомые, а теперь он указывается при оформлении покупок, регистрации на сайтах, банковских и других важных операциях.

Звонки от имени Сбербанка и другие способы телефонного мошенничества

Регулярные звонки от имени Сбербанка и иных организаций ярко демонстрируют, насколько быстро растет число тех, кто наживается с помощью средств связи. «Продвинутые» любители обогатиться за чужой счет действуют не прямолинейно и используют изощренные технологии. Поэтому стоит обсудить самые распространенные сценарии, по которым они работают.

Звонки от имени Сбербанка и другие способы телефонного мошенничества

Звонок из финансовой организации 

Варианты бывают разные. Например, звонят из банка и сообщают, что:

  • карта заблокирована;
  • будет начислена надбавка к пенсии или другой соц выплате;
  • со счета пытались снять средства;
  • начислен штраф за кредит.

Так или иначе, мошенники будут вести диалог к тому, чтобы вы предоставили реквизиты карты, дающие возможность списать деньги. Второй вариант — подводить к тому, чтобы сами перечислили средства на нужный счет. Иногда приходит СМС якобы от банка, сообщающее о выигрыше, для получения которого нужно перейти по ссылке или заплатить комиссию за пересылку выигранной суммы. 

Игра на страхе за близких 

В этом случае могут позвонить якобы полицейские, друг или подруга родственника, чаще всего ребенка. В основном звонят ночью – в это время человек не слишком анализирует сказанное и действует на эмоциях. Преимущественно говорят, что близкий нарушил закон или задолжал большую сумму денег. И если срочно не дать денег полиции, медикам и т.д, то ему грозят увечья, смерть или тюрьма. 

Игра на страхе за близких

Это, пожалуй, самый жестокий метод вымогательства, применение которого приводило к случаям инфаркта у пострадавших с болезнями сердца. Еще одна вариация: звонит вроде бы ближайший родственник и просит экстренно заплатить страховку или перевести деньги на счет. Как правило, из-за помех на линии сложно разобрать его голос.

Игра на эмоциях

Взрыв эмоций у будущей жертвы нужен мошенникам для того, чтобы она не включала мозг во время общения. Причем неважно, какие чувства испытывает человек – и радость, и горе, и страх одинаково пагубно влияют на рациональность мышления. Мошенник может сообщить о взломе мобильного банка, подозрительных операциях со счетом, которые вы, естественно, не совершали. 

Иногда речь заходит о выигрыше, для получения которого нужно оплатить комиссию за его перевод или взнос за участие в лотерее. Целью сообщения будет кража того самого взноса или же завладение данными пластиковой карты. 

Психологическое давление

Основная «фишка» мошенников – действовать быстро, пока человек не успел задуматься о сказанном. Поэтому разговор строится на том, что нечто плохое или хорошее происходит прямо сейчас, во время беседы. А значит жертва должна что-то сделать сиюминутно, чтобы не упустить момент.

Еще одна тонкость: быстрое развитие диалога не дает человеку, особенно пожилому, посоветоваться с близкими, которые, скорее всего, распознают маневры мошенников.

Читайте также про платные подписки на телефоне. 

Уловки телефонных мошенников

Знание номера телефона предоставляет вымогателям широкое поле деятельности. И если позвонит человек, знающий как минимум имя, психологически ему проще довериться, а значит — стать жертвой. По примерным подсчетам правоохранительных органов, каждая мошенническая организация в России осуществляет от 3 до 7 тысяч звонков ежедневно. 

Уловки телефонных мошенников

Из тех людей, которым они звонили, не более 1% становятся жертвами и отдают деньги. Причем успешное мошенническое действие позволяет преступникам получить в среднем 8 000 рублей. Учитывая масштабы «работы», суммы получаются астрономическими.

В своей деятельности преступники пользуются разнообразными схемами, причем все чаще их подход становится профессиональным. В скриптах, разработанных для обработки клиента, мастерски задействованы методы социальной инженерии. Хорошо знающие психологию люди разрабатывают сценарии, которые заставят поверить в правдивость сказанного незнакомцем по телефону.

Чтобы избежать финансовых потерь, нужно знать, о чем нельзя говорить по телефону с незнакомыми людьми.

Какую информацию по телефону говорить никак нельзя

Реквизиты банковской карточки – основное, что интересует мошенников.

Какую информацию по телефону говорить никак нельзя

Поэтому при звонке незнакомого человека никогда не сообщайте:

  • месяц и год, до которых действительна карта;
  • расположенный на обратной стороне код CVV2/CVС2, который применяется только для подтверждения денежных операций через интернет;
  • одноразовый код, который приходит на телефон и необходим для проведения любых финансовых операций.

Если вам должны сделать денежный перевод, просто укажите номер карты – этого будет достаточно. 

Иногда номер, с которого звонят, соответствует указанному на карте в качестве телефона горячей линии банка. Но это могут быть мошенники, которые воспользовались сервисом IP-телефонии. Поэтому просто никогда не говорите реквизиты карты: сотрудникам финансового учреждения они не нужны, а вот мошенникам – очень даже. 

Откуда мошенники знают имя и телефон

Существует масса способов узнать номер телефона. Например, по телефону в некоторых мобильных банковских системах (Тинькофф, Сбербанк) можно узнать имя и первую букву фамилии, а иногда и отчество. Но преимущественно мы сами оставляем информацию в общественно доступных местах.

Откуда мошенники знают имя и телефон

В частности, данные оставляют:

  • продавая товар либо услуги через интернет на Доске объявлений и скидывая номер карты покупателям. Неизвестно, в каких еще целях они его используют, кроме перевода денег;
  • регистрируясь на сайте;
  • оставляя телефон для любой подписки;
  • указывая в различных соцсетях в личных данных;
  • в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp) такие данные можно найти в информации аккаунта.

Ходят страшные слухи о том, как сами работники банков продают мошенникам целые базы телефонов клиентов. И такие истории действительно случались, хотя служба безопасности финансовых учреждений тоже не дремлет. Но все же чаще преступникам помогают общедоступные источники информации.

Звонки от мошенников: как защититься

Как уже говорилось, звонки от мошенников отличаются большим разнообразием и продуманностью. Заранее уточним – при звонке от контакта, не записанного в телефонной книге, уже стоит насторожиться. А если человек начинает разговор о деньгах, то с огромной вероятностью желает выманить честно нажитые средства. Кстати, иногда мошенники атакуют потенциальную жертву СМС и сообщениями в мессенджерах.

Звонки от мошенников: как защититься

Рассмотрим действия в сценариях, используемых мошенниками:

Звонок из финансовой организации — в частности, банка

В такой двусмысленной ситуации единственно верный вариант – отключиться и позвонить в колл-центр банка по официальному номеру. А для проверки звонящего можете спросить, например, остаток по счету – сотрудник горячей линии без проблем увидит сумму в данных на компьютере.

Сообщение о том, что с близким человеком случилось несчастье

Основная задача в случае звонка с тревожной новостью о родственнике – перезвонить близкому сразу после разговора. Если не отвечает, постарайтесь проанализировать слова звонившего, посоветуйтесь с людьми, которым доверяете. 

Если в диалоге абонент утверждает, что работает в полиции, есть простые способы проверить это.

Сообщение о том, что с близким человеком случилось несчастье

Попробуйте спросить:

  • ФИО звонящего и должность – мало кто без малейшей запинки способен выдумать сходу столько данных;
  • отдел, в котором числится;
  • номер кабинета.

После этих вопросов советуем предложить подъехать лично в отделение. Преимущественно после такого напора мошенник сбрасывает вызов. Кстати, уже в момент представления собеседника обратите внимание на начальные слова – уголовная ответственность за представление себя полицейским заставляет вымогателей выкручиваться. Позвонивший может говорить очень иносказательно: например, что он из органов.

Выведение из равновесия

Если вам сообщили о выигрыше или любой финансовой прибыли, нужно взять тайм аут и задуматься о том, что никто и ничего на дает бесплатно чужим людям. Если же, наоборот, сообщают плохую новость (например, о попытке взломать ваш аккаунт в мобильном банкинге), сразу подумайте о том, что работникам банка не нужны никакие личные или платежные данные. Перед ними все на экране. Поэтому если у вас просят конфиденциальную информацию – это мошенники. Для успокоения перезвоните на официальную горячую линию.

Психическое давление

Наше подсознание в таких случаях часто дает сигнал тревоги, ведь психологическое давление оказывается именно на него. Ощущение душевного дискомфорта – явный признак игры на эмоциях. Поэтому, фигурально выражаясь, скажите: «Стоп!» себе и собеседнику, завершите разговор и тщательно обдумайте сказанное. А после этого постарайтесь узнать о предмете общения у более достоверного источника, которому доверяете.

Психическое давление

Общение по телефону, благодаря анонимности, является для мошенников проверенным каналом заработка за чужой счет. И как бы ни менялась техника для коммуникаций, это приводит только к появлению новых сценариев для вымогательства. Поэтому при звонке от незнакомца помните об основных правилах цифровой безопасности – не давать личных данных, тем более реквизитов, и брать время на размышление. 

Читайте также, как узнать, кто звонил. 

Оцените статью
Нетолия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector